background

Конкурс “Песня сердца” ко Дню всех влюбленных

03.02.2021

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа объявляет новый конкурс для романтиков “Песня сердца”.

Расскажите нам свою историю любви: опишите, при каких обстоятельствах вы встретили свою вторую половинку, почему вы считаете ее или его лучшим в мире. А может, в вашей памяти сохранились какие-то особо искренние, щемящие сердце или по-доброму смешные моменты совместной жизни? Либо вы еще не встретили ту (или того) единственного, но знаете, о ком мечтаете? Что для вас любовь? Поделитесь с нами своими размышлениями, пишите на адрес info@kolasmuseum.by либо в группе на Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/239269352788494.

Не забывайте, пожалуйста, и о фото! Победителей конкурса (авторов самых интересных, необычных, трогательных историй) ждут сюрпризы: эксклюзивная экскурсия, праздничная фотосессия в романтической обстановке, новые великолепные книги Якуба Коласа, изданные музеем, в подарок, а также возможность написать пером Якуба Коласа пожелания себе, своей второй половинке и еще много приятного! Спешите! Праздник уже скоро! Подведение итогов на сайте и в Фейсбуке 14.02, в День Всех Влюбленных!

 ...У каждой семьи своя история любви и свои перипетии судьбы. Сегодня мы расскажем вам о том, как жизнь подарила Константину Михайловичу Мицкевичу встречу с прекрасной женщиной, ставшей его музой, звездой, вдохновением, надеждой и счастьем.

Со своей будущей спутницей жизни, Марией Дмитриевной, Якуб Колас познакомился в 1912 году в Пинске. Туда в училище Константин Мицкевич был направлен учителем. А в Пинской железнодорожной школе учительницей начальных классов работала Мария Дмитриевна Каменская.

Встретились они на занятиях по совершенствованию педагогической работы, которые проводил Колас для молодых учителей. Ему сразу понравилась милая девушка. Младший сын Мицкевичей Михаил Константинович в своей книге воспоминаний “Под родительской крышей” напишет после об отце: "Во время занятий он высмотрел молодую симпатичную девушку. Та глянет на него, поймает его взгляд и смущенно опускает глаза; покраснеет, опять глянет - и он не отрывает от нее взора... А после занятий подошел, познакомился, провел к дому. После часто встречались, он доводил ее до дома и - ни слова.

И так около года. Видимо, молодому человеку не хватало решимости описать свои чувства словами. И учительница взяла инициативу в свои руки, предложив предложила: «Костусь, а может мы поженимся?» Предложение с благодарностью было принято. Через какое-то время после бракосочетания молодая нашла записную книжечку мужа со стихами, полными любви.

- Что это? - достаточно строго спросила она.

А тот стал оправдываться:

- Это же я тебе посвящал!

- Я поняла, что мне. Но почему здесь после брака ничего не прибавилось? - переводя в шутливый тон, спросила она.

К сожалению, эта записная книжка затерялась во времена беженства. Позже Марии Дмитриевне был посвящен ряд чудесных стихотворений. Для Коласа встреча с Марией Дмитриевной была настоящим подарком судьбы. Поэт очень любил свою спутницу жизни, она была его лучшим другом, первым критиком и главным советчиком. "Такие женщины, как она, попадаются не чаще, чем одна на 10 000", - писал он в письме к знакомой.

"Милая, хорошая Маруся”, “заботливая родненькая сердечная жена” “Моя славная добрая Маруся”, “мой лучший друг”, “моя дорогая, милая Марусенька”, “мой добрый верный друг”, “моя ласточка”, "яснюсенькая звезда" – так называл писатель свою жену. Судьба Марии Дмитриевны Каменской была счастливой, но очень тяжелой. Внучка Якуба Коласа Вера Данииловна Мицкевич в своей статье... “Мой добрый друг, моя святыня” (журнал “Роднае слова”, №3, 1996 г.) писала: “Нелегко быть женой поэта-гения. Быть рядом с ним и быть не на виду, как бы его тенью, создавать атмосферу уюта в доме и растить детей, поддерживать связь со многочисленными родственниками и принимать гостей. И все это через две мировые войны и горькие потери самых близких людей…”

Мария Дмитриевна взяла все домашние хлопоты на себя, чтобы создать своему мужу благоприятные условия для творческой работы. Родила Коласу трех сыновей – Данилу, Юрия и Михаила. Когда в 1945 году после продолжительной болезни жены не стало, Якуб Колас очень переживал. Он писал: "Чувствую себя так, как будто мне отрубили правую руку и отобрали половину души". Сестра Якуба Коласа Елена Лойко вспоминала о жене брата: "Такая была добрая, умная… Это был золотой человек. Не могу спокойно вспоминать. Добра и к детям, и к Коласу, и ко всем людям. Жили они очень дружно. Ценила Коласа. И он ее тоже. Если бы не такая жена была у брата, то, возможно, он и таким выдающимся не стал бы. В каждый мой приезд Мария Дмитриевна была очень внимательна и заботлива. Говорила всегда по-белорусски и детей научила любви к родному, к людям...".

...Вернемся в далекие 20-30-е годы и взглянем на жизнь в том, довоенном, доме Мицкевичей глазами ученицы Коласа Нины Загурской-Поддубной (она в 1920-х гг. была студенткой Белпедтехникума, потом работала учительницей): “...Мне довелось побыть в гостях у Якуба Коласа... Мария Дмитриевна ласково угощала всех, была радушной и гостеприимной. За столом я рассмотрела ее милое лицо, добрые, умные глаза. Просто, на прямой пробор зачесана, волосы собраны в узел, на ней темное, хорошо сшитое платье. Она поминутно вставала из-за стола, предлагала и подавала то одно, то другое. Я огляделась: в комнате цветы, чистота прекрасная, тепло, повевает тихим домашним уютом. И что мне бросилось в глаза: отношения между Константином Михайловичем и Марией Дмитриевной. Это прежде всего чрезвычайная близость между ними, хрупкость в обращении, теплота, понимание друг друга с первого взгляда. Я никогда не слышала, чтобы Колас говорил громко, голос его был всегда мягкий, тихий. И дома с женой он разговаривал ласково. Она отвечала ему улыбкой, вежливым словом”.