background

"Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа

05.03.2021

Интерактивное мероприятие «”Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа: от рун до рукописей белорусского классика» прошло «на ура».

  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа
  • "Воображаемый музей" в Доме-музее Якуба Коласа

"Воображаемый музей" – эссе Андре Мальро, впервые вышедшее в 1947 году. Согласно концепции Мальро, "воображаемый музей" – идеальный музей искусства, не имеющий границ ни в пространстве, ни во времени. Такая концепция – это принципиально новый способ выстраивания взаимоотношений между экспонатами и произведениями искусства, согласно их функциям. Руководствуясь философским подходом Андре Мальро, нужно искать закономерности в структуре, пространственные соответствия и другие свойства произведений культуры и искусства. Глядя на различные предметы, отражающие разные века и культуры, следует ощущать единство мировой созидательной силы, которая так или иначе свойственна людям всех эпох и национальностей. Такой подход можно назвать сверхидеей Мальро в области музейного дела, так как французский национальный деятель призывал смотреть поверх исторических разломов и антагонизмов (противоречий) искусства. Согласно подходу Андре Мальро, у нас составлено, так сказать “путешествие" (маршрут) по музейным залам экспозиционного пространства первого этажа, построенной по хронологически-тематическому принципу. Экспозиционное пространство разделено на несколько локаций, каждая из которых наполнена своим содержанием и по-своему спаяна с идеей “воображаемого музея” французского культуролога. Главная идея интерактивного "путешествия" по музейному пространству в том, чтобы в стенах одного заведения могли быть представлены примеры различных старинных форм письменности, а также разнообразные материалы, на которых писали в разные времена разные цивилизации.

При этом рядом с ними могут располагаться в витринах современные носители информации: дискеты, диски и USB-флешки, что характерно для постиндустриального общества.

Время, в которое жил белорусский классик Якуб Колас, характеризовалось тем, что материалами для письма были грифельные доски, а также бумага, на которой писали исключительно пером. Копии рукописей белорусского писателя с каллиграфическим почерком можно увидеть в музейной экспозиции, а также попробовать писать пером Якуба Коласа. Такой подход создает «мост» между старинными эпохами и временем жизни и творчества народного поэта Беларуси.

Важным завершением концептуального подхода французского деятеля культуры является тот факт, что Якуб Колас и Андре Мальро встречались в 1935 году в Париже на международном конгрессе писателей в защиту культуры. Таким образом, концепция “воображаемого музея” не только подходит под создание временной экспозиции в стенах литературно-мемориального музея Якуба Коласа, но и свидетельствует об участии белорусского писателя и французского культуролога на конгрессе в Париже. В мероприятии приняли участие студенты БГУКИ и учащиеся Минского городского педагогического колледжа. Они смогли узнать, какой путь прошла письменность от древних времен и до современности, почувствовать себя путешественниками во времени, попробовать писать на бересте, восковке, грифельной дощечке, а также чернилами (пером самого Якуба Коласа!).