Экспозиция музея Якуба Коласа

Музей Якуба Коласа быў створаны Пастановай ЦК КПБ і Савета Міністраў БССР ад 16 жніўня 1956 года і адчынены для наведвальнікаў 4 снежня 1959 года. Размешчаны ў доме, дзе правёў апошнія гады свайго жыцця народны паэт Беларусі Якуб Колас. Двухпавярховы дом і прылягаючы да яго сад плошчай 0,4 га размешчаны на тэрыторыі Акадэміі Навук Беларусі. Музей захоўвае дакументы аб жыцці, творчасці і грамадскай дзейнасці Якуба Коласа (Канстанціна Міхайлавіча Міцкевіча, 1882 – 1956).Агульная плошча экспазіцыі 319 кв. м. Музей мае 10 экспазіцыйных залаў, у двух з якіх захаваны прыжыццёвы інтэр’ер пакояў дома Якуба Коласа: гэта рабочы кабінет і спальня.

Общая площадь экспозиции 319 кв. м. Музей имеет 10 экспозиционных залов, в двух из которых сохранен прижизненный интерьер комнат дома Якуба Коласа: это рабочий кабинет и спальня.

Литературно-документальная экспозиция создана на основе сценарной концепции, разработанной коллективом научных сотрудников музея, и по замыслу авторов должна быть «поэтическим вступлением» в мемориальную часть музея. Дом, в том виде, который он имеет сейчас, был построен 1952 году к 70-летию Якуба Коласа и оформлен в соответствии с общественным статусом хозяина. Посетители музея, особенно те, кто мало знаком с жизнью и творчеством поэта, должны сквозь монументальность его стен и убранство комнат рассмотреть тернистый жизненный путь, которым прошёл деревенский мальчик Костусь Мицкевич, прежде чем стал народным поэтом Беларуси Якубом Коласом.

Сегодняшняя экспозиция готовилась к 120-летию со дня рождения Якуба Коласа и хронологически является четвертой по счету (начиная с 1959 года). Со времени сдачи предыдущей экспозиции (1982 г.) прошло два десятка лет – изменились многочисленные жизненные реалии, обновились оценки некоторых общественно-политических и литературно-художественных явлений, знаковых с точки зрения национальной идеи произведений, в том числе и Якуба Коласа. Научный коллектив сотрудников в соавторстве с группой дизайнеров создал лаконичное и целостное пространство литературно-документальной экспозиции, максимально приблизив ее к архитектуре и духовной жизни мемориального дома.

Особенностью экспозиции в литературно-мемориальном музее Якуба Коласа стала её подчеркнутая корректность в стенах этого дома – так, поэта давно нет рядом с нами, он с сожалением покинул этот мир и свой дом, и сегодня, каждый, кто в него заходит, невольно должен почувствовать себя уютно в бережно сохранённом пространстве этого дома.

Более 300 фотоснимков и около 500 документов, включая рукописи и книги Коласа, удалось разместить в залах музея благодаря дизайнерской находке — мобильному плоскостному модулю, стилизованному под отрывной календарь. Стилистически такой прием подачи материала зрительно усилил эмоциональный эффект концепции литературной экспозиции: явно прочитываются и связь с книгой, и дань увлечению поэта (Колас долгое время коллекционировал отрывные настенные календари), и подчёркнутое отношение ко времени, которое материализовано в таком близком каждому человеку в повседневном быту предмете. Все эти факторы вместе взятые и помогают посетителю увидеть и почувствовать Якуба Коласа как человека, некогда реально жившего: со своими проблемами, сомнениями и радостями, ежедневным укладом жизни. Очень не хотелось бы, чтобы любимый народом Песняр воспринимался современниками как забронзовевший литературный аксакал – вечный победитель, покоритель поэтического Олимпа, который без сомнений и разочарований 50 лет царил на литературных вершинах.

Рзговор с посетителями о Коласе начинают не с того, сколько произведений он написал и какие награды Родины он носил на лацкане пиджака, а с того, как чувствовал себя Константин Михайлович Мицкевич в роли известного всему Союзу поэта Якуба Коласа, какие реальные жизненные факты предсказали создание брендов белорусской литературы поэм «Новая зямля» и «Сымон-музыка», кто вдохновил немолодого уже поэта на философские «Казкі жыцця» и почему даже до сих пор мало кто знаком с его тонкой любовной лирикой.

Такой образ сердечного хозяина, мудрого собеседника и не обделённого вниманием властей и простых людей поэта органично объединяет две неравнозначные по хронологии и другим параметрам части экспозиции: литературно-документальную и мемориальную.

Воссоединить образы высокой поэзии с предметами материальной культуры помогают символические фотоколлажи. Они стилистически работают на расшифровку образа путей-дорог. Образ этот, обозначенный через фотоснимки родного края, стал доминантой всей экспозиции. Таким образом, жизненные пути-дороги Коласа явно выходят за пределы его жилища, открывают нам те заветные уголки Земли, где он бывал, и всё то, что вызвало в каждом отдельном случае своё человеческое и писательское впечатление.

Связующим звеном между документальной (I этаж) и мемориальной (ІІ этаж) частями экспозиции стала лестница в доме (она ведет в комнаты писателя), где представлен ряд фотографий известных белорусских и зарубежных деятелей науки, культуры, литературы, политики, гостивших в своё время в доме Коласа.

В мемориальной части воссоздан прижизненный интерьер дома середины 1950-х годов на момент смерти Коласа (1956). Это и большая гостиная, где собирались гости и родные, и столовая с мебелью красного дерева и образцами столовых сервизов, и рабочий кабинет раннего периода с письменным столом и редкими книгами ХІХ века, а также кабинет старшего сына Якуба Коласа Данилы Константиновича.

Особый интерес неизменно вызывает кабинет Коласа, где на рабочем столе среди прочего лежит недописанное письмо поэта – над ним оборвалась его жизнь. Часы зафиксировали время, когда остановилось сердце – 13.20, здесь же календарь 1956 года, открытый на дате последнего прожитого дня – 13 августа. Здесь и уникальный письменный прибор, сделанный по заказу коллег-писателей в Ленинграде в 1947 году: чернильницы и подставка для карандашей выполнены в виде дубовых пенечек, как память о самом любимом дереве писателя.

С восточной стороны дома на уровне второго этажа имеется открытая терраса, которая в тёплое время года доступна для посетителей и является отличной площадкой для осмотра территории и усадебных построек.

Экспозиция в столичном доме-музее – как эхо. Эхо тех мест и того времени, когда рождались поэтические образы песняра. Эхо в опустевших комнатах дома, который когда-то был оазисом белорусской культуры.

Музей Якуба Коласа – это национальный культурный центр, в котором бережно хранится не только история жизни и творчества одного из основателей белорусского литературного языка, а в художественных текстах – его поэтический мир, поэтика белорусского языка. Этот поэтический мир не ограничивается интерьерами мемориального дома, он простирается далеко за его стенами и живет своей собственной жизнью.