background

История музея

На территории Академгородка (теперь квартал Минска между проспектом Независимости, улицами Академической и Сурганова) Якуб Колас поселился после возвращения из эвакуации в мае 1945 года. В сгоревшем городе трудно было найти хорошее жильё, поэтому домик, привезённый из пригородной деревни во время войны для нужд немецкого госпиталя и поставленный во дворе Академии наук, стал на то время единственно возможным решением жилищного вопроса писателя. Это был деревянный дом размером примерно 5х9 метров, он имел три небольших комнатки и совсем маленькую кухню – 2х2 метра.

 

Водоснабжения в доме не было. Зато это было удобное место. Во-первых, во дворе Академии наук, где Якуб Колас работал вице-президентом со времени её открытия, во – вторых, по воспоминаниям старшего сына Данилы Мицкевича, место очень удобное с точки зрения  природных условий: дом обступали красивые сосны – остатки загородного леса.

Этот дом нашёл сын Якуба Коласа Данила сразу же после освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков и занял его с разрешения руководства Академии наук БССР. Сам Колас приехал в столицу впервые после освобождения 6 декабря 1944 года и некоторое время жил в этом доме. Бывал и позже наездами, а окончательно переехал из Москвы в мае 1945 года после смерти жены Марии Дмитриевны.

Постепенно начали обживаться на новом месте. В конце 1944 года вокруг усадьбы сделали ограждение – время было неспокойное. В течение 1945-1946 годов построили пуню для сена, гараж, склеп и баню.

Летом 1946 года дом песняра посетил первый секретарь ЦК КПБ и председатель СМ БССР Пантелеймон Пономаренко. Он был искренне удивлен более чем скромным бытом семьи писателя и, посчитав дом неуютным и непригодным для жилья и работы народного поэта, предложил Коласу построить более просторный дом. Колас поблагодарил его за заботу, но отказался от предложения. Около двух миллионов жителей республики жили тогда в землянках, и народный поэт считал невозможным для себя в то время жить в роскоши.

Вместо возведения нового здания семья решила обойтись частичной реконструкцией старого. И уже в 1947 году была сделана двухэтажная кирпичная пристройка, фактически еще один небольшой дом, где разместили кухню, туалетную комнату, маленькую комнатку для домашней работницы на первом этаже, а также кабинет и спальню писателя на втором. В таких условиях Колас с семьей (сам, два сына, невестка) жил в течение пяти лет до 1952 года. И только летом 1952 года, к 70-летнему юбилею поэта, был построен большой просторный дом на фундаменте старого (автор проекта – архитектор Георгий Заборский).

На первом этаже разместились спальные комнаты сыновей Коласа, гостиная, столовая, веранда и кухня, а на втором – кабинеты сыновей Данилы и Михася Мицкевичей, кабинет и спальня Коласа, большая гостиная – всего 319 м² жилой площади. В таком красивом и большом особняке, соответствующем его статусу, Колас прожил почти четыре года – с сентября 1952 по 13 августа 1956 года. Поэт умер в своем доме, в кабинете за рабочим столом.

Условия для жизни здесь были хорошие, писатель много работал. Здесь он закончил поэму «Рыбакова хата», трилогию «На ростанях», написал много стихотворений, рассказы, публицистические и критические статьи, работал над завершением цикла «Казкі жыцця» и поэмы «На шляхах волі».

Дом знаменитого писателя обступает мемориальный сад. Якуб Колас, гений которого взращён на почве народной культуры, глубже, чем кто-либо другой, не просто тонко понимал, но и чувствовал духовное значение каждого растения. Отсюда – и его стремление окружать себя природой, жить в согласии с нею. Усадьбу всегда украшало множество цветов: розы, пионы, ирисы, лилии, георгины. Цвели гвоздики, нарциссы, тюльпаны. Уже в апреле 1945 г. на усадьбе посадили много декоративных деревьев, среди которых был и любимый Колосов вяз. Под этим вязом поэт часто отдыхал, беседовал с друзьями. В скором времени посадили с десяток яблонь возле дома. Вскоре возник и плодовый сад: яблони, вишни, черешни, сливы, груши, кусты крыжовника, смородины, малины, а также декоративные деревья и кусты: липа, клён, каштан, пихта, серебристая ель, орехи, барбарис, сирень, виноград и др. Колас свой садик берёг и тщательно за ним ухаживал. Даже когда назрела необходимость постройки нового дома, он не разрешал вырубать что-либо в саду. Колас очень любил кусты: из пригородного леса был привезен можжевельник и посажен в компанию к барбарису, жасмину, сирени. А под одним из окон Колас сажал табак, но после того, как врачи запретили писателю курить, он был безжалостно вырван. В 1952-1953 годах поэт посеял у себя под окном рожь и даже осуществил опыт по совместному посеву ржи и ячменя, о котором вычитал в дореволюционном журнале. Результаты интересного эксперимента писателя публиковались в «Вестях АН БССР» и республиканских газетах.

О своей усадьбе Колас даже написал стихотворение «З майго летапісу».

Стаіць мая хата між хвой кучаравых,
І купіна жыта на клумбе пры ёй.
Свая ў мяне пожня, і дрэўцы, і травы,
Пляцоўка, і двор свой і я сабе свой.

В доме часто бывали гости. Дорогими и желанными были прежде всего коллеги - белорусские писатели Михась Лыньков, Максим Лужанин, Петрусь Бровка, Петрусь Глебка, Кондрат Крапива, Максим Танк, сват Янка Мавр (дочь Мавра Наталья стала невесткой Коласа). Часто посещали Коласа и молодые на ту пору писатели Янка Брыль, Иван Мележ, Иван Шамякин, Николай Аврамчик.

Когда в Минск приезжали по случаю различных юбилейных дат писатели из Москвы, Ленинграда, Киева (Александр Твардовский, Александр Фадеев, Сергей Городецкий, Сергей Михалков, Михаил Исаковский, Максим Рыльский, Николай Нагнибеда и другие), их ожидал радушный приём в доме Коласа.

Рядом с нынешним музейным комплексом расположился дом, в котором сегодня живут потомки великого писателя.

На Коласовом подворье едва ли не каждое растение имело смысл – от голубоглазых незабудок до стройных сосен. Особое место занимала композиция из четырёх дубов и берёзы – деревьев, которые символизировали семью великого Песняра: жену, сыновей и его самого. Деревья, конечно, подбирались неслучайно: чтобы символизм был и глубок, и вместе с тем понятен людям. Так, любимое дерево Константина Михайловича дуб – это воплощение твердости, мощи, здоровья, надежности. Берёза является прежде всего символом чистоты и целомудрия женщины, её великолепия, а также любви. В белорусской культуре берёза отождествлялась ещё и с образом матери и Родины.

Прошло больше полувека, как не стало хозяина, а сама усадьба превратилась в музей. Но установленные еще дядькой Якубом традиции сотрудники учреждения стараются сохранить. По сегодняшний день каждой весной цветут незабудки, в любое время года тянутся к небесам сосны, дружной громадой стоят богатыри-дубы.

background

Заполните, пожалуйста, форму, чтобы приобрести билеты