background

Белорусский Кнут Гамсун

03.08.2020

К истории дружбы Якуба Коласа и Кузьмы Черного

  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун
  • Белорусский Кнут Гамсун

 

Кнут Гамсун — известный норвежский писатель, лауреат нобелевской премии по литературе, получивший ее в 1920 году за роман «Соки земли», — один из самых любимых писателей Якуба Коласа. Белорусская земля дала не менее талантливых мастеров слова. В этом году отмечается 120-летие белорусского прозаика, драматурга, публициста Кузьмы Черного, с которым Якуб Колас был хорошо знаком, переписывался, дружил. Кузьму Черного классик белорусской литературы называл белорусским Кнутом Гамсуном.

 

О значительном вкладе Кузьмы Черного в историю белорусской литературы писал Алесь Адамович: «Когда двадцатитрехлетний светловолосый юноша с добрыми и серьезными голубыми глазами начал в 1923 году подписываться густым и жирным, как сама земля Случчины, псевдонимом Кузьма Черный, проза белорусская еще не колосилась широким урожайным массивом». Вместе с Якубом Коласом, Максимом Горецким, Змитраком Бедулей, молодыми в то время прозаиками Михасем Лыньковым, Кондратом Крапивой и др. Кузьма Черный стоял у истоков формирования высокохудожественной, разнообразной по стилям и жанрам белорусской прозы.

 

Кузьма Черный (Николай Карлович Романовский) родился 11 (24) июня 1900 года в имении Борки на Случчине, в семье панского батрака. Позже его семья переезжает в Тимковичи, где будущий писатель окончил начальное училище. О своих детских годах он писал: «Это было ужасное время, когда кусок хлеба и полотняная рубашка — одна на год — казались счастьем. Так жили все люди, среди которых я вырос. Так жил народ. Родители мои смутно мечтали о какой-то неизвестной им лучшей участи для своих детей».

 

В 1916 году Кузьма Черный поступил в Несвижскую учительскую семинарию. О ней он писал: «Это была наиболее пригодная школа для тех, кто не имел средств для обучения: там за это плату не брали, а лучшим учащимся платили стипендию». Несколькими годами ранее в Несвижской семинарии учился Якуб Колас (с 1898 по 1902 год), и говорил про нее примерно то же, что и его младший последователь: «Семинария была чем-то вроде отдушины. Куда еще могли податься крестьянские дети?.. Кто лучше учился — зачисляли на казенный счет. Рублей двадцать с чем-то припадало на нос в каждую четверть. За эти деньги нас кормили, одевали, покупалась бумага». Но в отличие от Якуба Коласа, окончить семинарию Кузьме Черному не довелось, поскольку в 1919 году она была закрыта польскими властями.

Первые рассказы и стихи Кузьмы Черного опубликованы в детском журнале в 1921 году. В 1923 году он поступает на литературное отделение педагогического факультета БГУ, где проучился два курса. И именно в 1923 году, 16 октября деканат педагогического факультета на заседании подтвердил избрание Константина Михайловича Мицкевича (Якуба Коласа) на должность преподавателя белорусского языка.

С 1923 года Кузьма Черный — член литобъединения «Маладняк». Еще будучи студентом, в 1924 году он начал работать в газете «Беларуская вёска». В 1925 году вышли первые книги — «Апавяданні» и «Срэбра жыцця». В 1926 ‒ 1931 гг. писатель был председателем литературного объединения «Узвышша», а в 1932 ‒ 1937 гг. — главным литконсультантом кабинета молодого автора при Союзе писателей БССР. Член Союза с 1934 года.

 

С Якубом Коласом Кузьма Черный встречался, сотрудничал с середины 1920-х годов: на совещаниях белорусских писателей по разным вопросам литературы, созданию репертуара для белорусских театров, на вечерах белорусской литературы. С 1925 по 1932 год в печати выходят сборники его рассказов, позже повести и романы: «Сястра», «Зямля», «Лявон Бушмар», «Трэцяе пакаленне», «Пошукі будучыні». Наряду с романами и рассказами в 1930-е года Черный создает и драматургические произведения:  «Бацькаўшчыну»,  «Ірынку».

 

В личной библиотеке Якуба Коласа хранятся две книги Кузьмы Черного: «Выбраныя творы» (1934) и «Трэцяе пакаленне» (1935).

В 1932 году Кузьма Черный входил в состав комиссии по проведению 50-летнего юбилея Якуба Коласа. Как и классик белорусской литературы, Кузьма Черный был избран делегатом Первого Всесоюзного съезда ССП СССР, на котором выступил с докладом. Знаковое событие для молодого писателя.

 

На Первом съезде писателей Якуб Колас поднимал проблему работы над собой среди писателей, а в статье «Учеба писателей — важнейшая задача» за 1934 год классик писал: «Я не буду говорить о конкретных путях повышения нашей писательской квалификации… Любой, кто захочет учиться, найдет и способы для того. Тем более, что способов есть много… Тот из нас, кто не стоит на месте, кто идет вперед, работая над собой, делает и успехи. Я назову Кузьму Черного, Глебку, Крапиву, Зарецкого, Головача, Микулича. Их творческая продукция, в результате работы над собой, имеет бесспорные достижения».

 

В 1938 году Кузьма Черный был безосновательно арестован. 8 месяцев сидел в минской тюрьме, 6 из них — в камере-одиночке. Следователи регулярно подвергали заключенного пыткам, и это отразилось на состоянии его здоровья и значительно укоротило жизненный путь. Кузьма Черный — первый белорусский советский писатель, покинувший в своем дневнике свидетельства зверств НКВД.

 

Якуб Колас отбыл трехлетний тюремный срок (с 1908 по 1911 гг.) в минском остроге за участие в нелегальном учительском съезде, поэтому как никто иной понимал и переживал за судьбу молодого талантливого писателя. Старший сын классика Данила Мицкевич вспоминал: «Отец рассказывал, что еще до войны у него спрашивал сам Пономоренко: Что бы Вы сказали о Черном? А писатель тогда находился в тюрьме. Конечно же, Колас, как и подобает, похвалил своего младшего коллегу — верный, честный человек, замечательный писатель. Тот выслушал, набрал номер телефона. Лаврентий Фомич! Мнения сходятся. Освободить! Лаврентий Фомич  — это Цанава». Невыясненным осталось, с чьим мнением совпало мнение Коласа. Измученный душой и телом писатель был освобожден 8 июня 1939 года.

 

Три новых романа, масштабное исследование поэмы Якуба Коласа «Новая земля» сгорели в первые дни войны.

 

В 1941 ‒ 1944 годах Кузьма Черный находился в эвакуации (преимущественно в Москве). Принимал участие в издании газеты-плаката «Раздавим фашистскую гадину», с которым сотрудничал и Колас.

 

Во время Второй мировой войны Якуб Колас находился в эвакуации в Ташкенте. Из переписки писателей военного времени сохранилось два письма:

«Дорогой мой, милый Константин Михайлович!

Пишу Вам в настроении известно каком: боль о Беларуси не дает покоя. Это даже уже не настроение, это стало натурой. Так день за днем и идет, и всё казалось, что это скоро кончится. Но и теперь я не поддаюсь сплошному пессимизму. Лето жаркое мы пережили, и теперь впереди просвета больше, чем прежде. Пока что нахожу забытье и утешение в работе. В эти дни как раз пишу биографию Янки Купалы для сборника, посвященного его памяти.

Война и утрата родной земли выбила нас из колеи, и мы еще не можем оценить как следует, какую утрату мы понесли со смертью Янки Купалы и что значите он и Вы для целой эпохи жизни нашего народа. Это живая история, и наш общий великий долг, чтобы оно все не забылось, более того, чтобы под нашими перьями выросло в великие образы. Я глубоко уверен в том, что никогда как теперь и во все последующие года, белорусский писатель будет и историком (может, в определенном смысле), и критиком литературы, и исследователем ее. И только так, используя все данное нам, мы не напрасно для нашего народа и родной земли проживем свою жизнь.

С новой силой встает передо мной привлекательный и трагичный своей судьбой простого белорусского человека образ Михала из Новой земли. Все будет хорошо, вернемся к родной земле, по-новому оценим великое счастье жить на ней, и я опять вернусь к Михалу. Он не дает мне покоя как раз в эти дни печали и надежд…

…Хочется многое сказать. Приятно знать и чувствовать, что есть на свете любимый и дорогой человек, душа которого так много несет в себе, что поймет и меня — и не осудит строго и за мое долгое молчание, и за сумбурные мысли. Сердечный привет Марии Дмитриевне! Пусть она будет здорова и радостна. Ко мне приехала моя семья… И мы теперь живем в Москве втроем. День за днем, неделя за неделей — придет счастье возвращаться на родную землю.

Ваш Кузьма Ч. 26.VII. 42 г.».

Ответное письмо от классика Кузьма Черный получил 29 августа 1942 года:

«Дорогой Кузьма!

Прими мой белорусский искренний дружеский привет. Давно уже хочется мне написать тебе хоть несколько словечек. Соскучился я без лещей, без боровиков. Даже снятся они мне здесь редко, а думаю я о них часто. Не так о боровиках, как о той земле и тех лесах, где плодятся боровики. Тяжкие минуты переживал я здесь, ведь друзья мои далеко и редко доходит до меня их слово. Мне прислал т. Ковалев и твои фельетоны. Благодарю тебя за их написание. Надо было бы что-то придумать, чтобы ошельмовать тех сволочей-писак, что лижут зад Гитлера…

Выпей рюмочку за мою тоску по родной земле и нашем милом, дорогом народе. Пусть осеньское солнце 1942 года обласкает его, согреет теплотой освобождения.

Целую тебя. Твой Я. Колас».

 

Якуб Колас переживал за Кузьму Черного, в письмах к своим друзьям и знакомым очень часто упоминал его, интересовался его здоровьем, передавал приветы. Так, например, 28 ноября 1942 года Михась Лыньков написал Коласу, что Черный лежит в очень тяжелом и опасном состоянии уже несколько дней. В ответ Колас пишет Михасю Тихоновичу: «Что же это с Кузьмой за напасть такая? Скажи ему, пусть не падает духом — обойдет его беда: белорусский человек выносливый».

Кузьма Черный посвятил Якубу Коласу статью «Великий поэт белорусского народа», где отметил: «Все творчество великого поэта есть наиглубочайшее отражение жизни белорусского народа за несколько самых бурных и ярких десятилетий его истории. Будучи выходцем из самых глубин народа, Якуб Колас стал певцом народной души. Имя его — есть гордость народа».

 

В военные года Кузьма Черный работал над романами «Великий день» (1941 ‒ 1944), «Поиски будущего» (1943), «Млечный путь» (1944), повестями (остались незаконченными) «Сумлицкая хроника», «Жажда». Последние произведения писателя долгие годы оставались в рукописях.

 

В 1944 году в дневнике «Говорит Клязьма» Якуб Колас написал: «Нужно просмотреть Млечный путь Кузьмы Черного. Переписано слепо, читать тяжело. Написано многословно. Трудно выбирать основное…» Произведение было прочитано Коласом до конца и получило его критическую оценку: «Задумка неплохая. Но не хватает ясности, простоты. Слабо отшлифована». Но при этом, критически подойдя с оценкой, Якуб Колас сравнивает Черного с Нобелевскими лауреатами: «Как у Метерлинка, персонажи Кузьмы Черного в своих взаимоотношениях определяют себя по молчанию, по едва уловимым теням и движениям на лице, проявляющимся в тот или иной момент. Манера разговаривать между собой такая же, как у персонажей Кнута Гамсуна».

 

В  годы Великой Отечественной войны у Кузьмы Черного вышли сборники фельетонов «Палач в белой манишке» (1942) и рассказов «Большое сердце» (1945). В сентябре 1944 года он вернулся в Минск, работал в редакции журнала «Беларусь». Умер от инсульта в выделенной Совнаркомом квартире-комнате 22 ноября 1944 года. Якуб Колас писал Светлане Сомовой: «23 ноября умер наш белорусский писатель Кузьма Черный. Это — лучший наш писатель. Прекрасный человек. Белорусские писатели понесли за войну тяжелые утраты».

 

В статье «Культура и наука БССР за 30 лет» за 1949 год Якуб Колас писал: «Накрепко вписаны в историю белорусской литературы безвременно ушедшие молодые писатели: прозаик большого и яркого таланта Кузьма Черный, замечательный поэт Павлюк Трус, пронзительный мастер Эдуард Самуйленок».

В своих публицистических произведениях Якуб Колас не раз отмечал талант Кузьмы Черного: «…Уместно отметить работу крупнейшего белорусского прозаика Кузьмы Черного. Он незаслуженно малоизвестен союзному читателю. Переводов его произведений на русский язык явно недостаточно. Кузьма Черный смело вводит нас в широкий мир страстей, отношений, где складывается характер человека. Не сглаживая противоречий в образе, он вскрывает их, достигая цельности созидаемого характера. Герои Черного проходят сложные пути роста… Образы К. Черного глубоко самобытны, но в то же время настолько широко обобщены, что перерастают национальные рамки. По силе изображения, по глубине проникновения в человеческую психологию этот яркий талант стоит на одном из первых мест в белорусской прозе».

 

Якуб Колас высоко оценивал Черного как переводчика, осуществившего «талантливые переводы «Капитанской дочки» и «Дубровского».

 

В статье «Развивать и обогащать литературный язык» Якуб Колас отмечает: «Весьма показательной в отношении языковой тщательности, чистоты, интересного построения предложений является писательская работа Кузьмы Черного. Литературное наследие этого так безвременно ушедшего художника слова требует самого пристального внимания со стороны как литературной молодежи, так и писателей старшего поколения. Там есть чему поучиться: писатель умел открыть новое звучание слова, умел высказывать всё, что беспокоило его, с большой выразительностью».

 

Материал подготовили главный хранитель фондов Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Василина Мицкевич и научный сотрудник научно-фондового отдела Наталья Адамович.