background

Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа

04.12.2020

В каждой семье есть свои обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение, а порой и семейные реликвии. Последними могут быть редкие фотографии, письма, дневники, ювелирные украшения, различные вещи — одним словом, предметы, с которыми связаны интересные истории, воспоминания, о которых с гордостью и волнением рассказывали предки своим потомкам. Одну из таких семейных ценностей передала в фонды Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Марина Железняк.

  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа
  • Из неизвестного рукописного наследия Якуба Коласа

 

 

Директор музея Александр Васильевич Храмой, внучка Адама Бичова Марина Железняк и главный хранитель фондов музея Василина Мицкевич

Василина Мицкевич и Марина Железняк в музее Якуба Коласа

Якуб Колас. 1921 год

Адам Матвеевич Бичов

 

Адам Матвеевич родился в 1913 году в Копыльском районе Слуцкой области, работал учителем истории в Белпедтехникуме, где, кстати, работал и Константин Михайлович Мицкевич (Якуб Колас) с 1922 года.

Якуб Колас среди выпускников и преподавателей 7-го выпуска учителей Менского Госбелпедтехникума имени Всеволода Игнатовского

 

Якуб Колас среди выпускников и преподавателей 8-го выпуска учителей Менского Госбелпедтехникума имени Всеволода Игнатовского

А. М. Бичов среди выпускников Белпедтехникума. 1939 год

 

Во время Второй мировой войны молодой учитель был направлен на фронт и пропал без вести в 1941 году. Письмо от классика хранилось у дочери адресанта Инны Адамовны как напоминание об отце. Она сама родилась в Могилеве, но во время войны ее семья перебралась в Тулу. Инна Адамовна пошла по стопам отца, стала учительницей, преподавала историю в железнодорожном училище. И только в начале 1990-х гг. вернулась в Беларусь. Вероятно, благодаря этим переездам письмо классика сохранилось, не пропало и дошло до наших дней.

 

Из текста письма мы видим, что Адам Матвеевич не был знаком с Якубом Коласом. Поэт начинает письмо сдержанно и официально — уважаемый товарищ. Молодой учитель обратился к классику с рядом вопросов, на которые и получил ответы.

Якуб Колас. 1920-е года

 

Ответ на первый вопрос еще раз подтверждает, что поэма «Новая земля» была начата Якубом Коласом в тюрьме. Автор грустил по родным местам, своим близким, и из-под пера выходили строки:

 

Картины родины живые!

Как вы мне любы, дорогие!

Как часто милой чередою

Встаете вы передо мною!

 

Ответ на второй вопрос раскрывает перед нами литературные приоритеты молодого поэта. Якуб Колас вспоминает Пушкина и Лермонтова, произведения которых позже он переводил на белорусский язык, Кольцова и Некрасова.

«Полтава» А. С. Пушкина в переводе Якуба Коласа на белорусский язык

А вот имя Марии Конопницкой среди литературных приоритетов классика встречается, можно сказать, впервые. В рукописном наследии поэта оно встречается единожды, в статье «Янка Купала и его поэзия» за 1943 год, где Колас пишет, что его друг и товарищ по перу восхищался стихами Марии Конопницкой, Адама Мицкевича и других польских поэтов. Ну и конечно интересно, что Якуб Колас сам отмечает поэта-народовольца Петра Якубовича-Мельшина, с именем которого связывают происхождение псевдонима классика.

Петр Якубович-Мельшин, поэт-народоволец

 

Творческим схождениям  в наследии Коласа и Некрасова посвящен ряд статей, влияние этого русского поэта на становление Якуба Коласа очевидно.

Особенно интересной является авторская трактовка названия поэмы «Новая земля». Новая — в том смысле, что приносит изменения в жизнь героев, но при этом автор отмечает, что доля символичности в названии все же присутствует. К сожалению, тетради с рукописью поэмы «Новая земля» не сохранились, в фондах музея хранятся только несколько рукописных страниц с правками, сделанными уже в послевоенное время.

Правки Якуба Коласа к поэме «Новая земля»

Интересно, что сам автор отмечает, что нелегальный учительский съезд проводился под знаком эсеровской программы. Долгие годы считалось и писалось, в том числе и в автобиографии Якуба Коласа, что он был членом только большевистской партии (с 1945 года), о другом партийном прошлом Колас никогда не писал. Коласу как выходцу из обычной крестьянской семьи были близкими взгляды социалистов-революционеров (эсеров). Крестьянам импонировала аграрная эсеровская программа социализация всех земель, предусматривающая ликвидацию частной собственности на землю и перераспределение всех земель между крестьянами на основе равноправия. Неслучайно, что один из псевдонимов Константина Мицкевича — Андрей-социалист.

 

Поскольку письмо никогда не публиковалось, приводим его полностью:

«Уважаемый товарищ!

Получил Ваше письмо и отвечаю на вопросы:

1. Самым верным ответом, думаю, будет такой: поэма «Новая земля» вызвана теми картинками и теми настроениями, которые пробуждались в памяти, когда я находился в менском остроге и вспоминал свои детские годы и близких мне людей. Никакое другое литературное произведение здесь ни при чем.

Владимир Сулковский. Якуб Колас в Минском остроге. Полотно, масло, 1982

 

2. Сказать, кто из поэтов-народников наиболее меня интересовал, мне трудно отдать кому-то из них предпочтение. Я любил Некрасова. Пожалуй, некрасовские мотивы поэзии наиболее впечатлили меня и остались в памяти. Любил я и Мельшина (Якубовича), но читать я стал его позже, когда мне было уже за двадцать. Нравилась мне и Мария Конопницкая. Любил я и Кольцова и особенно Крылова, Пушкина и Лермонтова.

 

3. «Новую землю» я никогда не связывал с некрасовской «Кому на Руси жить хорошо», а если такая связь и есть, то она случайная.

 

4. Название поэмы я понимал просто — «новая» постольку поскольку она могла внести изменения в жизнь моих героев. Б.[ыть] м.[ожет] была здесь и доля символичности.

 

5. Есть тетради, в которых записывал текст поэмы.

 

6. Съезд был нелегальным. Проводился он под знаком эсеровской программы. Был он в селе Миколаевщина на моей родине 9 VII cт.[арого] ст.[иля] 1906 года.

Владимир Сулковский. Пристанька. Полотно, масло, 1987

 

P.S. Если будут еще вопросы, напишите. Всего доброго. Якуб Колас.

Минск, 19 ХI 1940 г.».

 

С каждым новообретенным рукописным документом Якуба Коласа открываются новые страницы его биографии, неизвестные ранее люди из его окружения и творческие стремления классика. Надеемся, что еще много таких открытий ждет нас впереди.

 

Материал подготовила главный хранитель фондов

Государственного литературно-мемориального

музея Якуба Коласа Василина Мицкевич