background

Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.

10.11.2020

Сегодня, 10 ноября, отмечается Всемирный день науки.

  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.
  • Научно-педагогическая деятельность Якуба Коласа в 20-30-е гг.

 

Великий песняр Беларуси Якуб Колас известен не только своим литературным творчеством. Области его деятельности чрезвычайно широки: поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и публицист, педагог, наставник литературной молодежи, а также крупный ученый, выдающийся лингвист, этнограф, фольклорист, организатор науки и издательского дела в республике. В течение 35 лет, начиная с 1921 года и до самой смерти, он стоял у истоков и во главе белорусской науки. Со времени основания Академии наук Якуб Колас являлся бессменным ее вице-президентом.

ИНСТИТУТ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, АКАДЕМИЯ НАУК.

Исследовательской деятельностью Якуб Колас начал заниматься будучи семинаристом. Во время учебы в Несвижской учительской семинарии он написал свое первое литературно-этнографическое произведение «Наше село, люди и что делается в селе", где автор уделял внимание описанию народных примет, поверий, заговоров, сведений по народной медицине. Как отмечала этнограф Э. Р. Соболенко, не утратила своей ценности и сегодня еще одна этнографическая работа Якуба Коласа ― «О крестьянских постройках (деревня Люсино Минской губернии, Пинского уезда)», она дает основание утверждать, что перед нами вдумчивое, серьезное исследование быта белорусского крестьянства.

Талант Якуба Коласа-лингвиста способствовал его успешной деятельности в первых белорусских научных учреждениях. Когда Якуб Колас вернулся в 1921 г. из России в Минск, в Беларуси только начиналось их создание. На общественных началах при Наркомпросе БССР в 1921 году была создана научно-терминологическая комиссия. В комиссии принимали участие лучшие представители белорусской науки и литературы – возглавил комиссию белорукий языковед Степан Некрашевич. 

.

В состав комиссии вошли Якуб Колас и Янка Купала

Во время работы в научно-терминологической комиссии Якуб Колас принимал непосредственное участие в разработке научной терминологии, отсутствие которой тормозило развертывание народного просвещения, высшей школы, культуры, науки. Актуальность разработки белорусской научной терминологии и роль комиссии в этом деле он отмечал в речи «Культура и наука в БССР за 30 лет»: «Уже 10 февраля 1921 года при академическом центре Наркомпроса БССР возникает первая научно-исследовательская ячейка в виде научно-терминологической комиссии. Задачей этой комиссии, которая состояла из трех секций – гуманитарной, естественнонаучной и математической, являлась разработка научной терминологии, необходимой для развития белорусской науки и для составления учебников по белорусскому языку для начальной и средней школы. В результате деятельности комиссии появился ряд терминологических сборников по различным отраслям знаний».

В январе 1922 г. на базе Научно-терминологической комиссии было основано первое многоотраслевое научно-исследовательское учреждение Республики – Институт белорусской культуры.

В его состав настоящими членами вошли: И. Д. Луцевич (Янка Купала), К. М. Мицкевич (Якуб Колас), Е. Ф. Карский и др. Инбелкульт работал на бывшей Койдановской ул. (сейчас Революционная) и разделялся на два отдела – гуманитарных и естественных наук. В отделах были созданы комиссии и кафедры.

Якуб Колас работал в литературно-исследовательской комиссии (потом – Институт белорусского языка) при Инбелкульте, занимался изучением и собиранием устного народного творчества, фольклора. Колас часто выступал и на общих собраниях, поддерживал организацию целого ряда экспедиций – геологических, геоботанических. По воспоминаниям Е. Сушинского, Якуб Колас «всегда был самым активным членом комиссии и вносил часто наиболее удачные, меткие и глубоко народные термины в той или иной области науки. Комиссия заседала три раза в неделю вечерами после службы всех членов комиссии обычно с 18 до 22-23 часов. Колас на протяжении всего заседания был активным и, казалось, не уставал. Терминологическая комиссия проделала большую работу. Была выработана терминология по всем предметам средней школы и выпущена из печати отдельными выпусками по каждому предмету. Комиссия работала на общественных началах, а потом была взята на бюджет Института белорусской культуры и работала в Инбелкульте под новым уже названием Института научного языка».

Инбелкульт вел научно-исследовательскую работу по многим актуальным вопросам. Большое научное значение имело составление терминологических словарей – было заложено начало широкого всестороннего изучения белорусского языка. С 1922 по 1930 гг. были созданы и изданы специальные словари по 24 отраслям науки. В 1926 году вышла в свет крупная научная работа по белорусскому языку– «Методика родного языка», подготовленная Якубом Коласом.

В конце 1928 года правительство республики приняло постановление о реорганизации Института белорусской культуры в Белорусскую академию наук, и 1 января 1929 года состоялось открытие Академии наук Белорусской ССР. В декабре 1928 года Якуб Колас был утвержден действительным членом академии, а в 1929 году избран вице-президентом Академии наук. На этом посту он плодотворно работал до последних дней своей жизни. С начала создания АН Беларуси существовало два отделения – общественных и естественных наук. Якуб Колас в основном был связан с отделением общественных наук. В то же время он принимает участие в работе конференций и сессий, ездит по стране, выступает среди рабочих, колхозников, интеллигенции в Минске, Орше, Быхове, Шклове, Могилеве, Полоцке, Витебске.

В 1932 году в ознаменование 50-летия Якуба Коласа Президиум Академии наук постановил издать в течение двух лет полное юбилейное академическое Собрание сочинений. Президиум утвердил Якуба Коласа членом редколлегии «Записок Академии наук».

2.10.1932 года Якуб Колас принимал участие в объединенном заседании академического совета Белорусской академии наук, оргкомитета ССП Беларуси, Центрального бюро секции научных работников, посвященном М. Горькому.

30 января 1935 года Постановлением СНК БССР академик, вице-президент Белорусской академии наук Якуб Колас утвержден членом Президиума, избранного январской сессией Академии наук. Много лет работал с Якубом Коласом в академической сфере Константин Васильевич Горов.

С 1938 по 1947 год он возглавлял Академию наук Беларуси: "С Константином Михайловичем мне посчастливилось совместно работать на протяжении многих лет в Академии наук Беларуси. Я с ним впервые познакомился в 1938 году, в начале этого года, когда приехал в Минск на работу в президиум, в Академию наук БССР. Он тогда являлся вице-президентом и практически всю основную работу, всю тяжесть по руководству Академией наук нес на своих плечах. Хотя был еще один член президиума в довоенном Минске, в Академии – Вольфсон. Он был болен и поэтому участия в нашей Академии не мог принимать. Поэтому, когда я приехал в Минск, я почувствовал, что Константин Михайлович был доволен моим приездом, поскольку я своей работой в какой-то мере мог облегчить его судьбу по руководству Академией наук Беларуси. И должен сказать, что у нас с ним за короткое время установились очень хорошие взаимоотношения, и мы на протяжении работы в Академии с ним очень дружно работали.

В работе Академии наук Беларуси Константин Михайлович очень большую оказывал помощь. Он был тесно связан с людьми Беларуси, с разными слоями населения, хорошо знал жизнь республики, ее потребности. И поэтому хорошо знал задачи по развитию народного хозяйства, научно-культурной жизни. И, безусловно, знал то, над чем должны работать научные работники».

Якуб Колас интересовался и заботился о развитии белорусской научной терминологии. Он провел большую организационную работу по созданию терминологической комиссии при Академии наук БССР, в задачи которой он планировал включить координационную деятельность в разработке терминологии, а также издание бюллетеня рекомендованных терминов. Однако смерть помешала ему осуществить эту задачу. Деятельность Якуба Коласа на посту вице-президента была многогранной.

Один из зачинателей академии, знаменитый геолог Гавриил Иванович Горецкий отмечал: «Влияние его на Академию было огромным. Якуб Колас был душой Белорусской академии наук. Его главная мысль о развитии науки на Беларуси была такова – наука не должна отрываться от повседневной жизни. Науку нужно направить на то, чтобы изучалось народное хозяйство, культура.

Он оставил после себя богатое наследие идей, задумок. И вот одна из них, кроме осушки болот Полесья, была такая  – очистка белорусских земель от камней, от валунов. Это исключительной важности идея. Он подсчитал, какое пространство Беларуси занято каменистыми почвами. По его мнению, это половина. Причем, он брал справки у геологов, в Институте геологических наук. Он рассчитал, сколько камней на каждом гектаре – на некоторых 180 кубометров, в большинстве – 60-80 кубометров. Якуб Колас рассчитал, что этого камня хватило бы на то, чтобы упорядочить все дороги в Беларуси, чтобы они были из камня. Он рассчитал, что этого хватит для строительства – жилищного, хозяйственного, промышленного. Но главное было не в том, чтобы только собирать камни, а в том, чтобы увеличить урожайность белорусских земель. По его подсчетам – не менее чем на 50 процентов возросла бы урожайность, а даже и больше».

Якуб Колас очень приветствовал развитие математических, физических, химических и технических наук, интересовался ими. Об отношении Якуба Коласа к точным наукам вспоминал академик АН БССР Федор Иванович Федоров: «В нашей Академии физика и математика развивались очень слабо. Долгое время они совсем не существовали в ней. Первые институты, даже не институты, только подразделения физико-математические возникли в 1953 году... И Константин Михайлович был среди тех, кто понял необходимость для нашей Республики развития этих наук. Чтобы они были на уровне мировой науки. И своим авторитетом содействовал организации подразделений по физике и математике в рамках нашей академии».

Память о Якубе Коласе-академике свято чтится в главном научном учреждении Республики. Институту языка АН Беларуси присвоено почетное имя Якуба Коласа. В Академии наук Беларуси существовал мемориальный кабинет песняра, куда приходил Константин Михайлович на работу, где принимал многих людей, работая вице-президентом АН по общественным наукам, заботился о воспитании научных кадров, принимал участие в сессиях, конференциях, собраниях, направлял молодых ученых.

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Постановление о создании БГУ было принято еще в 1919 году, но открытие состоялось в октябре 1921 года.

Для работы в БГУ были приглашены ученые из Москвы, Петрограда, Киева, Смоленска, других городов. Первым ректором университета был В. И. Пичета. Сначала БГУ имел такие факультеты: рабочий, общественных наук, медицинский. Позже был создан педагогический факультет с 4-мя отделениями. Одно из них – литературно-лингвистическое – имело белорусскую, русскую, польскую и еврейскую секции. Среди первых преподавателей БГУ был и Якуб Колас.

Якуб Колас і прафессор Сергей Михеевич Мелких. 1948 год.

Константин Михайлович понимал, что его педагогический опыт очень нужен будущим учителям белорусского языка и литературы. Он подал заявление в БГУ с просьбой зачислить его на кафедру белорусского языка, и 3 ноября 1923 года Колас избран на должность преподавателя белорусского языка на педагогическом факультете, а 3 декабря утвержден доцентом БГУ (работал до середины января 1926 г.).

Якуб Колас среди участников кружка белорусскай культуры рабфака БГУ. 1925 год.

Бывший учитель М. Севрук вспоминает:

«С первого сентября начались занятия. С радостью узнали мы, что лекции на белорусском языке читать будет Константин Михайлович Мицкевич. С охотой мы посещали его лекции. Мастерски читал Константин Михайлович курс белорусского языка. Отличный методист, искушенный учитель, он так проводил занятия, что весь материал усваивался на лекциях. Всегда вежливый и чуткий, по-отечески относился к студентам, помогал тем, кто раньше не был знаком с белорусским языком, оставался после лекций и работал дополнительно».

Колас был прирожденным учителем и педагогом. Он никогда не читал лекций по бумагам, а старался втянуть в беседу побольше присутствующих. В аудиторию всегда заходил с приподнятым, бодрым настроением, улыбался. У Коласа была очень хорошая память, он знал фамилии своих студентов и учащихся. Большое желание воспитывать и учить молодое поколение вынуждало поэта заниматься педагогической работой, несмотря на то, что состояние его здоровья в то время требовало лечения и отдыха.

О педагогической деятельности Якуба Коласа сохранилось много воспоминаний его учеников. Они создают образ прекрасного педагога, методиста, воспитателя молодежи. Вот как вспоминал о своем учителе заслуженный деятель науки Беларуси доцент БГУ М. И. Жиркевич: «Студенты в аудитории ждали преподавателя языка Мицкевича К. М. Не все знали, что это будет Колас. Встретили мы его с большой радостью. Перед нами был замечательный мастер слова, известный белорусский писатель. Занятия по родному языку, методика проведения их сразу захватили нас, он вел их так, что мы почувствовали художественность, красоту и силу родного слова. Белорусский язык мы изучали с большой охотой, всегда тщательно готовились к занятиям. Часто студенты обращались к Константину Михайловичу с просьбой прочитать свои новые произведения. Наш любимый учитель удовлетворял просьбу. Читал он четко, с воодушевлением, это был образец того, как нужно пользоваться художественным словом, доносить его до слушателя...»

1Якуб Колас обращал внимание студентов на глубину и твердость знаний, на необходимость развивать мыслительную деятельность и духовные качества детей, учил вдумчивости и серьезности в приобщении к своей профессии. Многие из учеников, студентов Коласа были благодарны своему учителю. Они стали учителями, директорами школ и институтов, заведующими кафедр, добрыми и искренними людьми. На произведениях поэта учились и учатся жить, работать, любить свое Отечество и человека.

БЕЛОРУССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Теплыми и сердечными словами вспоминали Якуба Коласа и воспитанники Белпедтехникума – белорусские писатели П. Трус, П. Глебко, М. Лужанин, С. Дорожный, С. Шушкевич, З. Бондарина, С. Лиходиевский, А. Якимович, В. Моряков и другие, кто учился у него. В Белпедтехникуме Якуб Колас работал преподавателем методики белорусского языка с сентября 1922 года по 1930 год.

Колас был не только отличным преподавателем, но и очень чутко относился к своим воспитанникам. Интересовался и бытом студентов. Иногда заходил в общежитие, беседовал со студентами, а некоторым помогал деньгами.

МЕТОДИКА РОДНОГО ЯЗЫКА

 «Методика родного языка» Якуба Коласа – первое методическое пособие для учителей. В нем нашли отражение не только личный педагогический опыт Якуба Коласа как учителя, но и достижения отечественной методической науки того времени. В своей «Методике…» автор старался не навязывать те или иные методы обучения, а дать учителям возможность выбора этих методов, чтобы, выбрав наиболее соответствующий, он мог пользоваться им в своей практической работе.

Родной язык он считал мощным средством развития индивида. По его мнению, родное слово – это тот источник, с которым узнают жизнь, окружающий мир, потому что это – источник образования человеческого разума и, что очень важно, – чувств. Чужой язык, – утверждал Якуб Колас –  можно изучать и даже думать на нем, а вот чувствовать – только на родном.

Как методист и педагог он советовал учителям стимулировать эмоциональную и творческую активность учеников. «Каждый урок, – писал Колас – это волшебное, сказочное царство знаний, тайна открытия». Определив задачи обучения родному языку (научить детей читать, писать, понимать грамматический строй родного языка, развивать устную речь учащихся) и принципы преподавания его в школе, Якуб Колас дает краткий исторический обзор методов обучения грамоте. Отдельно Якуб Колас раскрывает методику чтения, письма, кратко затрагивает вопрос о преподавании грамматики белорусского языка. В заключительной части методики Якуб Колас делает критический анализ букварей.

Автор «Методики» направляет внимание учителей на выбор таких методов и приемов обучения, которые активизируют учеников, развивают их творческие способности, вырабатывают умение сочетать полученные знания по грамматике с практической языковой деятельностью. Якуб Колас советует использовать различные виды творческого списывания, устные и письменные изложения, составление деловых бумаг. Хочется отметить, что «Методика родного языка» Якуба Коласа не потеряла актуальности и в наши дни.