background

Якуб Колас и Михаил Шолохов: жизненные и творческие параллели

26.08.2020

Якуб Колас и Михаил Шолохов по праву стоят в ряду самых известных писателей советской литературы ХХ века. Их произведения получили всенародную любовь и признание, их мастерством восхищаются новые и новые поколения читателей.

  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели
  • Якуб Колас и Михаил Шолохов:  жизненные и творческие параллели

 

 

Якуб Колас оставил белорусской литературе «Новую землю», которую называют энциклопедией крестьянской жизни конца XIX-начала ХХ века. Он же автор лирической и философской поэмы «Сымон-музыкант», в которой раскрывается тема непонимания между настоящим художником и простым народом, а также незавершенной и во многом недооцененной поэмы-романа о событиях Первой мировой войны «На шляхах воли». В последней, автор поднял проблему беженства и ярко показал проявление этого феномена во время войны. Перу Михаила Шолохова принадлежат роман "Поднятая целина", в котором он ярко показал процесс коллективизации, роман-эпопея "Тихий Дон", в котором автор сумел отразить широкую панораму жизни донских казаков во время Первой мировой войны. Именно за это произведение в 1965 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Как в жизненных, так и в творческих судьбах этих писателей много схоже.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) и Михаил Шолохов по происхождению принадлежат к разным социальным группам: родители белорусского писателя – из малоземельных крестьян, отец Шолохова – приказчик магазина и управляющий паровой мельницей, а мать – из казацкого рода, она долгое время работала прислугой в имении Ясеневка. Отец Якуба Коласа был на службе, работал объездчиком Акинчицкого лесничества Несвижской ординации князя Радивила, стал прообразом лесника Михаила в поэме «Новая земля». Многие из произведений Якуба Коласа имеют автобиографическую основу (поэма «Новая земля», трилогия «На росстанях»), у Шолохова тоже есть автобиографическое произведение  – рассказ «Нахалёнок», написанный писателем в 1925 году. Сам автор называл его «частично автобиографическом». Главный герой произведения – семилетний мальчик, который живет со своей матерью и дедом в одной из казацких станиц, является объектом насмешек со стороны сверстников, так как его родители не были обвенчаны, когда он родился. Дело в том, что родители Шолохова не были в браке до 1913 года, мать будущего писателя силой выдали замуж за казацкого атамана, но она ушла от него и вскоре стала жить с Александром Шолоховым. Их сын родился вне брака (в 1905 г.) и даже имел фамилию первого мужа до его смерти, только тогда родители писателя смогли обвенчаться.

Оба писателя сначала учились дома. Константин Мицкевич учился у деревенского мальчика, который окончил народную школу, потом в Николаевском народном училище и Несвижской учительской семинарии, стал учителем, преподавал в начальной школе, затем в Белпедтехникуме и БГУ. Михаил Шолохов учился грамоте у приглашенного на дом местного учителя, а потом в гимназии (Московской, Богучарской, Вёшенской). Интересно, что некоторое время Михаил Шолохов также работал учителем – только не в начальной школе, а по ликвидации неграмотности среди взрослого населения на хуторе Латышев Каргинской станицы (в 1920 г.).

У обоих рано проявилась заинтересованность к литературе. Свои первые произведения оба писателя начали писать примерно в одном и том же возрасте. Первые пробы пера у Шолохова относятся ко времени, когда ему было 10 лет – он начал писать рассказы и записывал их в тетрадь. Примерно в 10-летнем возрасте под влиянием произведений Ивана Крылова Константин Мицкевич сложил свою первую басню «Ворона и лисица», в 12 лет написал своё первое стихотворение «Весна», за которое получил вознаграждение – серебряный рубль от отца. Первое произведение, вышедшее в печати у Якуба Коласа – стихотворение «Наш родной край» (1906 год, газета «Наша доля»). Первое напечатанное произведение Шолохова – фельетон «Испытание» (1923 год, газета «Юношеской правда»).

Оба писателя умели играть на музыкальных инструментах. Якуб Колас научился играть на скрипке в Несвижской учительской семинарии, любил слушать народные песни и церковные хоры. Учиться музыке Шолохову не пришлось, но он самостоятельно освоил игру на мандолине и фортепиано, неплохо пел, любил слушать казацкие и народные песни.

Интересно, что оба писателя были фигурантами судебных дел. 31 августа 1922 года во время работы станичным налоговым инспектором за превышение власти Шолохов был арестован и приговорен к расстрелу. Помог отец, который отдал за сына большой денежный залог, а потом привёз новую метрику в которой сделал сына на 2,5 года моложе. «Несовершеннолетнему» Шолохову заменили наказание до одного года исправительных работ в колонии и направили в Болшево (под Москвой). Якуба Коласа судили за участие в нелегальном учительском съезде, он получил три года тюремного заключения и отбывал наказание в Минском остроге с 1908 по 1911 год.

Оба писателя жили в браке. В 1913 году Якуб Колас женился на Марии Дмитриевне Каменской, учительнице начальной школы, которая подарила писателю трех сыновей – Даниила, Юрия и Михаила. Жену Михаила Шолохова тоже звали Марией – Марией Петровной, как и жена Коласа она работала учительницей начальных классов. Обе Марии были первыми читательницами произведений, помощницами и советчицами для своих избранников. Обвенчались Шолоховы в 1924 году, прожили вместе 60 лет, в их семье родилось четверо детей – Светлана и Мария, Александр и Михаил. Интересно, что потомки обоих писателей занимаются популяризацией творчества своих знаменитых предков. Старший сын Якуба Коласа Данила Константинович Мицкевич – создатель и первый директор Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа, его воспоминания об отце вошли в книгу «Любить и помнить». Младший сын Михаил Константинович более 50 лет работал в Физико-техническом институте АН БССР (доктор технических наук, лауреат Государственной премии БССР, автор многих изобретений и разработок), после выхода на пенсию – научный сотрудник, консультант музея Якуба Коласа, автор воспоминаний «Под родительской крышей», составитель  ряда книг о жизни и творчестве своего отца. С 2001 по 2016 гг. директором музея Шолохова работал внук писателя Александр Михайлович Шолохов, дочь писателя Светлана Михайловна (1926 г.р.) также работала в музее своего отца, сейчас в музее работает Шолохов Петр Александрович – заведующий выставочно-просветительским отделом «Шолохов-Центр».

С 1941 года Шолохов – полковой комиссар запаса, был призван в армию, работал специальным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом – на Южном. В январе 1942 года получил контузию во время неудачной посадки самолета на аэродроме в Куйбышеве. 6 июля 1942 года Шолохов приехал в Вёшенское, а через два дня немецкая авиация совершила налет на станицу, одна из авиабомб попала в его дом, погибла мать Шолохова. Личный архив писателя с рукописями и его библиотека были утрачены, они были вывезены из дома, но во время эвакуации исчезли неизвестно куда. В первые дни войны сгорел дом Якуба Коласа в Минске вместе с личной библиотекой классика белорусской литературы, рукописи ряда произведений, в том числе неопубликованных, были утрачены навсегда. Во время второй мировой войны Якуб Колас находится в эвакуации в Узбекистане, сотрудничает с газетами «Фрунзевец» и «Раздавим Фашистскую гадину», работает в АН БССР (была эвакуирована в Ташкент) в должности вице-президента. Вместе с другими сотрудниками академии собирал деньги на танковую колонну. Интересно, что Шолохов также помогал Советской армии материально, свой гонорар за Сталинскую премию он полностью передал в Фонд обороны. Более того часть денег за Нобелевскую премию Шолохов направил на строительство школы в Вёшенской станицы. А Якуб Колас помогал строить школу на своей родине в деревне Николаевщина. Секретарь Шолохова подсчитал, что только с января по май 1967 года к Шолохову обратились с письмами разные люди с просьбой о материальной поддержке на общую сумму в 1,6 миллионов рублей. Якуб Колас также известен своей благотворительной деятельностью, свой первый гонорар за «Сымона-музыканта» в трудные двадцатые годы поэт пожертвовал детскому дому, писатель помогал детским домам и позже, кроме того в его личном архиве сотни писем с просьбой о помощи и сотни талонов денежных переводов, как близким, так и совсем незнакомым людям.

С 1937 года Шолохов депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года – академик Академии наук СССР. Якуб Колас – депутат Верховного Совета БССР (1938-1956 гг.) и СССР (1946-1956 гг.), с 1928 года академик, а с 1929 года и до конца жизни – вице-президент Академии наук БССР.

Большой вклад в дело борьбы за мир внесли оба писатели. Якуб Колас – член Всеславянского антифашистского комитета, председатель Белорусского и член Советского комитета защиты мира, автор многочисленных статей, где выступал за мир («Мир победит!», «За мир, за труд!», «Да будет мир» и других), принимал участие в Международном конгрессе писателей в защиту культуры, который состоялся в Париже в 1935 году. Шолохов был награжден золотой медалью «Борцов за мир», в 1975 году получил Международную премию мира в области культуры Всемирного Совета Мира, был одним из участников Вроцлавского конгресса деятелей культуры в защиту мира, стоял у истоков движения сторонников мира, очень много сделал для объединения деятелей культуры, выступающих за мир.

Оба писателя были заядлыми курильщиками. Михаил Шолохов курил много, всегда и везде, даже главные герои его произведений почти всегда курят и сам процесс курения в его произведениях описан очень ярко. Увлечение курением закончилось очень плохо – писатель умер от рака горла в 78-летнем возрасте. Якуб Колас курил с юношеских лет. Это негативно сказалось на состоянии здоровья поэта. В письме к своей сестре Елене Лойко (от 16 апреля 1956 г.) писатель жаловался, что за последние десять лет он 26 раз болел воспалением лёгких. Врачи Якуба Коласа смогли убедить его в необходимости бросить курить и в последние годы своей жизни он отказался от этой плохой привычки. По некоторым сведениям, Михаил Александрович был заядлым рыбаком. Колас тоже  полюбил рыбную ловлю во время отдыха в Тальке (1933 г.).

Писатели имели и другие увлечения. Так, Михаил Александрович был заядлым охотником и, наверное, метким стрелком. Константин Михайлович был первым стрелком из нагана в своей роте и очень метким стрелком из малокалиберной винтовки. Но он был охранником природы и твердо стоял на том, что отстреливать нужно только хищников. Видно способности к стрельбе передались от отца сыновьям Якуба Коласа. Оба сына – Юрий и Михаил – отметили свое мастерство во всесоюзных соревнованиях по стендовой стрельбе, где занимали призовые места.

Якуб Колас и Михаил Шолохов имели много наград. Оба – лауреаты Сталинской премии. Якуб Колас получил Сталинскую премию первой степени в 1946 году за стихи «Салар», «Голос земли», «На запад», «Дорогой Победы» и др. Сталинская премия второй степени была присуждена Коласу в 1949 году за поэму «Хата рыбака». Сталинскую премию первой степени Шолохов получил в 1941 году за роман «Тихий Дон». Оба писателя награждены орденами Ленина, различными другими орденами и медалями.

Интересно, что в 1944 году Михаил Шолохов с семьей поселился в Москве, в квартире №44 дома номер 19 в Староконюшенном переулке. В том же самом подъезде жила больная Мария Дмитриевна, за которой ухаживала знакомая семьи Якуба Коласа Валентина Протько. Навестить мать по этому адресу приезжал младший сын Якуба Коласа Михась, приезжал и Якуб Колас.

            Отметим, что литературная и общественная деятельность писателей были широко отмечены. Так в честь обоих писателей: 1) названы улицы и поставлены памятники в городах России и Беларуси, а также за их пределами; 2) основаны премии по литературе: Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства основана и вручается с 1992 года, Литературная премия имени Якуба Коласа основана в 1959 году, с 1965 года она получила статус государственной. 3) Созданы и действуют литературные музеи писателей.

Некоторые произведения обоих писателей были экранизированы. Самые известные экранизации по произведениям Шолохова – «Тихий Дон» Сергея Герасимова (1958), «Тихий Дон» (1992, выпущенный в 2006 г.) и «Судьба человека» (1959 г.) Сергея Бондарчука, « Поднятая целина» (1959-1961 гг.) Александра Иванова, «Нахалёнок» (1961 г.) Евгения Карелова и многие другие. Экранизаций произведений белорусского писателя значительно меньше: «Песня весны» (1929 г.) по мотивам повести «На просторах жизни» режиссера Владимира Гардина, «Первые испытания» (1960 г.) по мотивам трилогии «На росстанях» режиссёра Владимира Корш-Саблина, фильм-спектакль «Сымон-музыка»  (1976) режиссёра Валерия Мазынского по мотивам поэмы «Сымон-музыкант», «Новая земля» (1982) Владимира Третьякова по мотивам одноименной поэмы, «Талаш» (2012) режиссера Сергея Шульги по повести Якуба Коласа «Трясина».

Интересно, что в публицистических произведениях и выступлениях Якуб Колас и Михаил Шолохов иногда вспоминают друг друга. В статье «Оторванность от жизни», которая впервые была напечатан в газете «Литература и искусство» в 1938 году (№7 за 6 февраля) Якуб Колас писал: «В практике писательской работы есть примеры, на которые стоит обратить нам внимание. Всем известны высокохудожественные произведения писателя Шолохова и его методы работы. Может быть стоило бы и нам взять с него пример? Основным недостатком наших писателей является их оторванность от жизни» (перевод автора). О себе Колас пишет: «моя администраторская работа ужасно мешает моей непосредственной писательской работе. Я много лет чувствую необходимость по-настоящему взяться за свою работу, освежить запас наблюдений над жизнью, над языком, в котором мы творим, глубже изучить объекты своего творчества»(перевод автора).

Эта статья перекликается с выступлением Михаила Шолохова на Втором Всесоюзном съезде писателей, который состоялся в Москве в 1954 году (15-26.12.1954). Свою речь  Шолохов посвятил вопросам повышения писательского мастерства. Основная причина серьезных недостатков в литературе, – по мнению Шолохова, – кроется в ослаблении требовательности писателей по отношению к своей работе, в оторванности их от реальной жизни, а также в снижении оценочных критериев со стороны критиков. Его беспокоит «серий поток бесцветной, посредственной литературы, который в последние годы хлещет со страниц журналов и наводняет книжный рынок». Недостатки в литературе Шолохов связывает не с деятельностью молодых писателей, творческий рост которых можно проследить от книги к книге, а с творчеством уже известных корифеев, которые «потеряв уважение к своему труду и к читателю, увядают на корню и в конце концов превращаются из мастеров в ремесленников». Он говорит о том, что во время войны, когда художественное слово служило армии и народу, у писателей не было времени думать о «создании крупных произведений, выношенных в тяжелых и долгих раздумьях, отточенных по языку, безупречных по стилю». Многие писатели в послевоенное время продолжают писать по-инерции «наспех, неряшливо, небрежного, и это обстоятельства не замедлило резко сказаться на художественном уровне значительного число произведений». Такие неудачные произведения Шолохов называет «литературными выкидышами». В своем выступлении он говорит о Коласе как об одном из самых талантливых писателей современности, ставит его в один ряд с Фадеевым, Паустовским, Упитом, Твардовским.

Рассматривая вопрос критической оценки произведений, Шолохов задает следующий вопрос: «Была ли напечатана в нашей печати хоть одна критическая статья, в полную меру, без всяких скидок, оговорорк и оглядок воздающая должно какому-либо литературное мэтру за его неудачное произведение?». И сам же на него отвечает, что, к сожалению, такой статьи не было.

Наверное Якуб Колас и Михаил Шолохов встречались на съезде, белорусский поэт тоже в нем участвовал, был избран в президиум и выступал с речью, в которой рассмотрел тему образа положительного героя, поднял вопрос способности писателя видеть историческую перспективу развития общества и проблему художественной долговечности литературного произведения. В своем выступлении Якуб Колас отметил, что наиболее дорогими произведениями для народа, лучшими в литературе являются «Поднятая целина» М.Шолахава, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Теркин» А. Твардовского, так как их авторы были в водовороте исторических событий, которые они описывали, и поэтому смогли точно передать обстановку, верно воссоздать образы героев. Как и Шолохова, Якуба Коласа очень беспокоит проблема критической оценки произведений. Белорусский поэт считает, что критика должна помогать писателю усовершенствовать произведение, а не погубить автора; ему не нравится, что критики обычно анализируют произведения 5-6 известных писателей, а произведения других остаются без рассмотрения, а также то, что снисходительно оцениваются произведения писателей, которых привыкли хвалить за прошедшие достижения. Присутствовать на съезде до конца Якуб Колас не смог по причине болезни, ему пришлось срочно вернуться в Минск.

В письме к другу и переводчику Евгению Семеновичу Мозолькову от 11 января 1955 года Якуб Колас писал: «Как расцениваете Вы выступление Шолохова на 2-м Всесоюзном съезда писателей? Я послал ему письмо и целиком, за некоторым исключением, поддержал его».

С целью отыскать это письмо я обратилась в Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова в Ростове-на-Дону, который является основным институтом по сохранению материалов, связанных с жизнью и творчеством русского писателя. Письмо не был найдено в фондах музея, может оно не сохранилось или ждет своего времени чтобы быть найденым в других музеях или архивах. Зато была обнаружена интересная дарственная надпись Якуба Коласа на книге «На росстанях», которая не была известна коласоведам: «Сердечно любимому, горячо уважаемая писатель советской земли Михаилу Александровичу Шолохову. Якуб Колас. 24.VIII.1955 г.». Книга хранится в личной библиотеке Шолохова. В полном собрании сочинений Якуба Коласа приведены 8 дарственных надписей Якуба Коласа на разных экземплярах книги «На росстанях». Это и последняя книга, которую поэт дарил своим друзьям и знакомым, оставляя дарственные надписи. Среди счастливых ее владельцев – друзья семьи Якуба Коласа Гаврила и Лариса Горецкие, друг Коласа и переводчик Е. С. Мозольков, белорусский писатель и личный секретарь Якуба Коласа М. Лужанин, директор Белгосиздательства З.П.Матузов, знакомые поэта Александра Кетлер и Соня Волчок, товарищ по камере царской тюрьмы, прототип одного из героев трилогии Александр Голуб. Одну из книг Якуб Колас подарил музею Белорусского Полесья в Пинске. Выявленный экземпляр с дарственной надписью  Шолохову стал девятым в этом ряду книг.

Рассматривая творчество писателей можно провести некоторые параллели. Если взять за критерий время написания произведений, то можно заметить, что некоторые произведения писались авторами в течение длительного периода. Одно из своих самых выдающихся произведений – «Тихий Дон» – Шолохов писал долгих 14 лет своей жизни с 1926 по 1940 год. Довольно продолжительное время Якуб Колас работал над трилогией «На росстанях»: первые две части увидели свет в 1921-1922 гг. и 1926-1927 гг. соответственно, а последняя дописывалась в течение 1948-1954 гг., книга вышла в печати отдельным изданием в 1955 году. Первый том романа «Поднятая целина» Шолохова вышел в 1932 г., рукопись второй части романа находилась в доме писателя в станице Вёшенская, но началась Вторая мировая война и во время бомбардировки она была утрачена. В 1950-е гг. Шолохов вернулся к работе над книгой и в 1959 году вторая часть романа вышла в печати. Много рукописей Якуба Коласа было утрачено во время Второй мировой войны, они сгорели вместе с домом писателя. Колас довольно продолжительное время работал над восстановлением рукописи поэмы-романа «На шляхах воли», работу над которым писатель начал в 1926 году, во время войны рукопись была утрачена. Благодаря тому, что роман начал выходить в печати в довоенных периодических изданиях, часть произведения Колас восстановил. Довести работу над романом до конца у Коласа не получилось, он так и остался незавершенным, выходил в собраниях произведений Якуба Коласа, а отдельным изданием книга вышла только в 2014 году, благодаря усилиям младшего сына Якуба Коласа Михаила Константиновича Мицкевича.

            Общей для обоих авторов является и тематика отдельных произведений, так «Поднятая целина» Шолохова и «Отщепенец» Коласа посвящены проблемам коллективизации, «Тихий Дон» и «На шляхах воли» – событиям Первой мировой войны. Много произведений написано писателями во время Второй мировой войны. У Шолохова вышло в печати много рассказов на военную тему: «Они сражались за родину», «Судьба человека», «Слово о родине», «Борьба продолжается», «Наука ненависти», «На юге», «На Дону», «Казаки»,« Свет и мрак » и другие. Во время войны у Якуба Коласа выходит много стихов на военную тему, сборники стихов «Отомстим» (1942 г.) и «Голос земли» (1943 г.), поэма «Суд в лесу» (1942 г.), много публицистических статей в которых он прославлял патриотизм, героизм советских людей, обличал человеконенавистническую суть фашизма.

В статье «Современность и писатель», которая впервые была напечатана 8 января 1956 года в газете «Правда» (№8) под рубрикой «Заметки писателя» Якуб Колас упомянул русского писателя: « Мало сказать, что мы с нетерпением ждём новых глав «Поднятой целины» и с неослабевающим вниманием прочитываем их. Творчество Михаила Шолохова именно потому и получило всенародное признание, что мы не просто читаем его книги, а вступаем в жизнь героев. Становимся их соучастниками в радости и в горе. Родниковая свежесть и жизненная полнота образов волнуют нас в произведениях М. Шолохова».

Якуб Колас и Михаил Шолохов были делегатами ХХ съезда КПСС, который состоялся 14-25 февраля 1956 года. Именно на этом съезде был развенчан культ личности И.В. Сталина.

На съезде Шолохов выступил с речью, в которой вступил в полемику с Б. Гафуровым, доказывая, что причина отставания литературы от жизни не в упадке творческой активности, а в оторванности писателей от жизни, от народа, а иногда и от самой литературной деятельности по причине загруженности общественной работой. В качестве примера он приводит писателя А.Фадеева, который возглавляя Союз писателей, и по причине большой общественной загруженности, кроме «Разгрома» и «Молодой гвардии» не смог дать читателю еще больше прекрасных произведений. Шолохов переживает, что административная работа отняла у писателя «пятнадцать лучших творческих лет его жизни». Примерно о том же переживал и Якуб Колас, когда писал свое последнее письмо, письмо к Е.С.Мозолькову от 13 августа 1956 года: «Вы должны расценивать меня не как поэта, писателя, а как работника канцелярии в её различных отраслях. Это меня возносит, и снижает. Ведь я поэт на 50%. А где остальные 50%, Вы, думаю, знаете». Поэт имел в виду свою общественную деятельность (депутатскую, членство в различных комиссиях и участие в многочисленных заседаниях), деятельность на посту вице-президента Акадамии наук Беларуси, что отнимало много времени у его творчества.

В своем выступлении на ХХ съезде КПСС Шолохов упоминал имя белорусского поэта, говоря о том, что после смерти Максима Горького в литературе остались такие таланты как Алексей Толстой, Якуб Колас, Серафимович, Гладков, Пришвин и другие, но надо думать о будущем литературы, о подготовке молодого поколения писателей.

На это выступление Шолохова откликнулся тов. Гиндин, который в «Литературной газете» выступил в поддержку Б. Гафурова: «Вы правы, тов. Гафуров, когда предъявили к крупным писателям (в том числе, конечно, и к Шолохову) претензию, что они за последние годы мало дали народу. Это мнение не только Ваше. Это мнение огромного большинства народа. Это к Шолохову относится в особенности. Он живет в деревне, связан с народом, мало занимается международными делами и почти не участвует в руководстве Союзом писателей. От кого, кого, а от него народ в праве ждать большей творческой активности».

             Заявление Гиндина не прошло мимо внимания Коласа. Так в письме к С. Городецкому от 12 марта 1956 года Колас интересовался у своего друга и переводчика, «чем кончилась полемика некоего мифического Гиндин с Михаилом Шолоховым». В отличие от Коласа, Городецкий принял другую сторону и выступил с резкой критикой Шолохова, особенно за его высказывания о Фадееве. В ответ на вопрос Якуба Коласа он пишет: «Великим писателем в советское время не может быть зазнавшийся феодал, оторвавшийся от профессиональной литературной среды, к которой он, как-никак принадлежит. Так смотрит большинство серьезных людей, с которыми я говорил по этому поводу». В следующем письме к Городецкому Колас снова вступает в полемику со своим другом по поводу Шолохова. Городецкий прислал Коласу фотографию, на которой он в руках с бутылкой встречает масленицу вместе с друзьями. Колас пишет: «Особенно хорош ты с бутылкой в руках…Там– на фото – еще два оптимиста, не знаю, кто они. Вероятно, тоже поэты или же люди, причастные к какому-либо искусству, не то, что Шолохов, «оторванный от писательской профессиональной среды феодал», как ты его неправильно называешь. У большого, талантливого писателя много завистников. Гиндин, о коем ты одобрительно отзываешься, по всей видимости, подставное лицо, граммофонная пластинка, наигранная побочными музыкантами. О Фадееве Шолохов отзывался в своем выступлении как о талантливейшем писателе современности, упрекнув его в том, что он слишком много времени отдавал бесплодной администраторской работе».

Якуб Колас и Михаил Шолохов знали друг друга, встречались на сессиях Верховного совета и съездах писателей. Белорусский поэт с уважением относился к Шолохову, с интересом читал его произведения. Так как и Шолохов высоко ценил творчество белорусского писателя, упоминал его в своих выступлениях, как одного из самых сильных писателей современности.

Василина Мицкевич

к.с.н., правнучка Якуба Коласа,

 главный хранитель фондов

Государственного литературно-мемориального

Музея Якуба Коласа