background

Якуб Колас-учитель

16.10.2020

Дорогие посетители! Мы рады представить вам нашу новую онлайн-выставку "Якуб Колас-учитель"

  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель
  • Якуб Колас-учитель

 

Ежегодно в октябре в нашей стране отмечается День учителя. Эта профессия имеет большое значение для образования и становления новых поколений белорусов.

Как много в жизни человека зависит от того, кто является его учителем! Педагоги не только дают нам знания по предмету, они учат любить и быть отзывчивыми, верить и надеяться, не терять уверенности в своих силах. Выдающимся учителем был классик белорусской литературы, народный поэт Беларуси Якуб Колас. На становление Якуба Коласа как педагога повлияло то, что он сумел получить систематизированное педагогическое образование. Весной 1896 года четырнадцатилетний Константин Мицкевич окончил народное училище в Николаевщине. Дальнейшее образование К. М. Мицкевич получил в Несвижской учительской семинарии.

Там преподавали теологию, основы педагогики, русский и старославянский языки, арифметику, основы геометрии, землемерное дело, линейное черчение, а также историю, географию, чистописание и пение. Таким образом, учеба в семинарии и упорное самостоятельное овладение педагогическими и литературоведческими знаниями сделали К. М. Мицкевича одним из передовых людей своего времени, заложили основы развития его педагогического и литературного таланта. Большое влияние на становление К. Мицкевича как молодого поэта оказал Ф. А. Кудринский, который умел заинтересовать своих учеников, предлагал им интересные задания – делать записи преданий и легенд тех мест, где они бывают. Прочитав фольклорные записи и собственные произведения молодого семинариста на русском языке, Ф. А. Кудринский спросил, пишет ли он на родном языке. И когда К. Мицкевич прочитал ему свое стихотворение «Вясна», учитель посоветовал ему писать именно на родном языке.

13 июня 1902 года постановлением педагогического совета Несвижской учительской семинарии Константин Михайлович Мицкевич был удостоен звания учителя начального училища.

Дирекция народных училищ Минской губернии с 1 сентября 1902 года назначила К. М. Мицкевича в Люсинское народное училище Хатынской волости Пинского уезда (ныне Ганцевичский район). С мечтой помочь просвещению крестьянства едет выпускник семинарии в Полесскую глушь – в свою первую школу. Чуть позже он отметит, что «...свою работу скромного сельского учителя я считал самой почетной. Передо мной стояла большая и почетная задача - всеми силами, всем сердцем служить трудовому народу».

В августе 1903 года К. М. Мицкевича перевели в Пинковичское народное училище Пинского уезда. Этот период жизни очень хорошо показан в трилогии «На росстанях». У главного героя произведения Лобановича и К. М. Мицкевича много общего, и в судьбе, и в характере, и в отношении обязанностей учителя.

Большая педагогическая и общественная работа учителя Мицкевича, популярность его среди трудового крестьянства были не по душе местным властям. Начальство нашло, что педагогические идеи и политические взгляды учителя плохо воздействуют на молодежь, и в начале 1906 года его перевели в Верхменское народное училище Игуменского уезда Минской губернии (ныне Смолевичский район).

Но К. М. Мицкевич остался верным своим взглядам, все глубже проникался идеями необходимости воспитания у учеников сознательных отношений к окружающей действительности, важности общего образования. 9 июля 1906 года – дата, которую запомнил на всю жизнь не только Якуб Колас, но и многие его друзья-учителя. Именно в этот июльский день состоялся нелегальный учительский съезд в деревне Николаевщина в урочище Пристанька возле Немана.

Это событие описано в трилогии Якуба Коласа «На росстанях»: «В беседах, в спорах пришли на Пристаньку...Все сошлись на высоком и живописном берегу Немана, где можно было присесть или просто поваляться на зеленой травке...». Место, где происходило собрание, живописная природа того жаркого летнего дня изображена на картине Владимира Сулковского «Пристанька».

Участники съезда – А. Алешкевич, А. Райский, К. Мицкевич, А. Войцеховский, М. Пальчевский, В. Мицкевич, Ф. Калечиц, А. Комаровский, И. Лапцевич, А. Милюк, В. Виолентий, А. Сенкевич, С. Самохвал, И. Мицкевич, И. Федоров, Н. Янковский и А. Филиппович – составили несколько важных документов: 1) протокол заседания группы с подписями участников; 2) брошюру «Всероссийский союз учителей», в которой были определены основные задачи Союза, в первую очередь – борьба за реорганизацию народного просвещения; 3) обращение, в котором бесправное положение народного учителя объяснялось условиями существующего политического режима.

В ночь с 9 на 10 июля участники съезда были обнаружены полицией, а документы – изъяты. Вскоре все учителя, которых поймала полиция, остались без работы. Против К. М. Мицкевича и его друзей было возбуждено судебное дело.

Ожидая суда, Якуб Колас полулегально жил у своего брата-лесника в Смолярне. Он организовал здесь "домашнюю школу" и работал над учебной книгой на белорусском языке "Второе чтение для детей белорусов".

15 сентября 1908 года состоялся суд над К. М. Мицкевичем. Виленская судебная палата приговорила учителя к трем годам тюремного заключения. После выхода из тюрьмы К. М. Мицкевич оставался «неблагонадежным» и не мог преподавать в государственной школе. Некоторое время работал в полулегальной школе в Лунинце, где учил 20 детей железнодорожников; давал частные уроки. Потом, в мае 1912 года, наконец получил должность учителя в полесской деревне Купятичи. Вскоре его перевели в Пинск, где учительствовал до начала Первой мировой войны.

Летом 1923 года по всем уездным городам Беларуси народным комиссариатом просвещения были организованы политическо-педагогические курсы для учителей начальных школ. На курсах в Слуцке лекции по методике и грамматике родного языка читал Якуб Колас. Такие курсы положительно влияли на процесс становления молодых педагогов.

Курсы были призваны выполнить следующие задачи:

1. Выделить и консолидировать сознательную часть белорусской учительской интеллигенции.

2. В месячный срок провести активную педагогически-политическую подготовку учителей в условиях новой национальной политики белорусского правительства.

3. Переориентировать учителей на безусловный и широкий ввод белорусского языка во все сферы преподавания и воспитания.

4. Повысить квалификацию, педагогический уровень и кругозор молодых учительских кадров.

Якуб Колас в одном из писем той поры к жене Марии Дмитриевне пишет: «Курсы здесь поставлены необычайно основательно. Дисциплина на курсах самая строгая. Курсантов – 150 человек, и ходят все до одного. Курсы начинаются ровно с 10 часов. До 12 идут практически лекции, практикуются сами курсанты. Каждый день дается четыре лекции. В 12 часов приходят лекторы. Читаются лекции до четырех часов. В 6 часов идут кружковые занятия политического содержания. В семь - конференции по пробным лекциям. Кончаются курсы в 8 часов вечера. Курсанты так заняты, что не имеют времени пойти в город».

Якуб Колас с удовлетворением отмечает, что само наставничество оказалось подготовленным к такой напряженной работе, которая требовала максимума собранности и преданности делу, выявила зрелость и серьезность подходов к науке. Вместе с большим удовольствием Якуб Колас испытывал волнение о том, сможет ли он принести пользу в таком важном деле как подготовка молодых учителей. Константин Михайлович хорошо понимал, что большая когорта учителей ожидала от него, деятеля белорусской культуры, особых слов, ярких, интересных и содержательных лекций.

Надо было оправдать их надежды, поговорить откровенно о насущных задачах образования и становления новой национальной культуры. Якуб Колас старался прочитать неординарную первую лекцию, которая бы запомнилась слушателям, заставила их с нетерпением ждать новой, яркой, незабываемой лекции. Это тот самый психологический принцип первого впечатления, когда нужно привлечь внимание к своему предмету, своей личности, чтобы дальше ученик «ловил» каждое твое слово, чтобы «шел» за твоей мыслью.

Известный, опытный педагог, выдающийся методист и знаток человеческих характеров, Колас строит свою первую лекцию на основе метода проблемного вопроса (Какое практическое значение имеет белорусский язык?), создавая тем самым поисковую ситуацию для слушателя. А творческий поиск развивает жажду познания нового, неизвестного до сих пор, вызывает субъективное восприятие фактов действительности через призму объективно представленной опытным учителем информации. Отметим, что Константин Михайлович остался довольным своей работой на Слуцких курсах, выдающийся педагог сумел сделать лекции интересными и полезными, он внес большой вклад в развитие творческого и интеллектуального потенциала молодых учителей.

В 1921 году Константин Михайлович приезжает в Минск. В сентябре 1922 года начинает преподавательскую работу в белорусском педагогическом техникуме, где на протяжении многих лет ведет занятия по методике преподавания белорусского языка. 

Якуб Колас для своих учеников был не только учителем, но и другом, к которому они могли обратиться со своими проблемами. Сохранилась переписка Якуба Коласа с его ученицами по Педтехникуму – Натальей и Марией Туровец. Последней Якуб Колас подписал и подарил книги “Трясина” и “Стихи и поэмы”.

Благодарные ученики Якуба Коласа написали воспоминания о своем учителе, хранящиеся в фондах Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа. Константин Михайлович понимал, что его педагогический опыт нужен будущим преподавателям. 28 сентября 1923 года он подает заявление в Белорусский государственный университет с просьбой назначить его ассистентом кафедры белорусского языка. В это время он принимал непосредственное участие в исследовании многочисленных проблем обучения и воспитания студентов, практической подготовки будущих учителей. О педагогической деятельности Якуба Коласа в университете сохранилось много воспоминаний благодарных учеников. Они ярко воссоздают образ выдающегося педагога, методиста, воспитателя, прекрасного человека. После 1930 года Якуб Колас уже не преподавал, но всегда проявлял живой интерес к работе школ.

Таким образом, он имел непосредственное, практическое отношение к деятельности школы различных ее степеней — начальной, средней, высшей. Причем он не только работал как учитель, но и готовил учителей, разрабатывал вопросы педагогики, дидактики, методики обучения родному слову.

И, естественно, представить себе тот период в развитии белорусской школы и педагогической мысли, когда Якуб Колас выступал как учитель и методист, автор белорусских учебников, без учета того, что было им сделано, просто невозможно. Якуб Колас вместе с некоторыми другими энтузиастами просветительско-педагогической деятельности в Беларуси (Тётка, М. Горецкий и др.) не просто стоял у истоков. В его работе концентрировалось все, что было связано с развитием белорусской школы, все основные нити, тенденции этого процесса. Песняр был по сути главной или одной из главных фигур в процессе создания белорусской школы, отцом-основателем методической науки в области языкового и литературного обучения в Беларуси. Таким образом, до конца своих дней народный поэт БССР оставался и народным учителем.

Материал подготовила главный хранитель фондов Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Василина Мицкевич.